АБДУЛЛАХ ИБН АББАС
Истинно, это мужественный юноша; у него пытливый ум и разумное сердце...” (Умар Ибн аль-Хаттаб).
Это был выдающийся сподвижник посланника Аллаха и любимец славы, которая шла за ним в течение всей его жизни. Он был славен тем, что входил в когорту сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя по возрасту он был намного моложе посланника Аллаха, но ему довелось быть его непосредственным соратником. Слава пришла к нему по линии происхождения, так как он был сыном дяди пророка Аллаха.
Он прославился как учёный, занявший высочайшее положение в нации Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и являвшийся неисчерпаемым кладезем знаний. Он приобрёл славу известного праведника, так как постился днём и совершал Намаз ночью, испрашивал прощения на рассвете и так рыдал от страха пред Аллахом, что слёзы проделали борозды на его щеках.
Это был известнейший богослов нации Мухаммада — Абдулла Ибн Аббас, крупнейший знаток Книги Аллаха, авторитетнейший её толкователь, самый проницательный исследователь Корана, проникший в его глубины и тайны.
Ибн Аббас родился за три года до хиджры, а когда умер посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ему было всего тринадцать лет. Вместе с тем он сохранил для мусульман 1660 хадисов об их Пророке, которые были зафиксированы аль-Бухари и Муслимом в их сборниках хадисов.
Когда мать родила его, то его сразу же отнесли к посланнику Аллаха который смочил горло мальчика своей слюной прежде, чем мать накормила его. Таким образом первое, что попало Ибн Аббасу вовнутрь, была чистейшая слюна благословенного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Вместе с этим он обрёл праведность и мудрость. "Тот, к кому приходит мудрость, становится обладателем большого добра”.
Когда мальчик вышел из младенческого возраста и ему исполнилось семь лет, он стал неразлучным спутником посланника Аллаха, неотступно следуя за ним подобно тени. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирался совершить омовение, то Ибн Аббас готовил ему воду, а если он совершал Намаз, то мальчик молился, стоя сзади него. Когда Пророк отправлялся в поездку, то Ибн Аббас следовал за ним. При всём этом он обладал отзывчивым сердцем и острым умом, что позволяло ему отлично всё запоминать.
Сам Ибн Аббас рассказывал о себе: "Как-то раз посланник Аллаха захотел совершить омовение. Я тут же приготовил воду, чему он очень обрадовался. Собравшись совершить Намаз, Пророк сделал мне знак, чтобы я встал рядом с ним. Однако, как обычно, я встал сзади. После Намаза он наклонился ко мне и спросил:
— Что же помешало тебе встать рядом со мной, Абдулла?
Я ответил:
— В моих глазах ты настолько величествен и могуч, что я не достоин того, чтобы стоять рядом с тобой, о посланник Аллаха.
Воздев руки к небу, он воскликнул:
— О Господь мой, ниспошли ему мудрость!
Аллах внял мольбе Своего порока и ниспослал мальчику из рода хашимитов такую мудрость, которая и не снилась самым мудрейшим из всех мудрецов. Вне всякого сомнения тебе, о читатель, хотелось бы на живом примере получить представление о мудрости Абдуллы Ибн Аббаса. Вот тебе один из примеров, который, возможно, удовлетворит твою пытливость.
Когда некоторые сторонники отказались от Али и бросили его на произвол судьбы в его конфликте с Муавией, Абдулла Ибн Аббас сказал Али:
— Разреши мне, о вождь правоверных, пойти к людям и поговорить с ними.
Али ответил:
— Но я опасаюсь, что они причинят тебе зло.
— Надеюсь, что этого не произойдёт, если это угодно Аллаху, — сказал Абдулла.
Затем он отправился к людям, набожнее которых он никогда не видел. Увидев его, люди воскликнули:
— Приветствуем тебя, о Ибн Аббас. Что привело тебя к нам?
— Я пришёл поговорить с вами, — сказал Абдулла.
— Не разговаривайте с ним! — кричали некоторые.
— Говори, а мы послушаем тебя, — восклицали другие.
— Мне сообщили, что вы в чём-то упрекаете и недовольны двоюродным братом посланника Аллаха, который к тому же муж его дочери. Он был первым, кто уверовал в Пророка. Неужели это так?! — сказал Абдулла.
— Мы очень недовольны им из-за трёх дел, — сказали люди.
— А что это за дела? — спросил Абдулла. Они ответили:
— Во-первых, он назначил людей судьями в религии Аллаха; во-вторых, когда он воевал с Аишей и Муавией, то не брал трофеев и пленных; в-третьих, он снял с себя титул вождя правоверных, хотя мусульмане присягнули ему и назначили его своим руководителем.
Абдулла сказал:
— Ну, а если я прочту вам из Книги Аллаха и расскажу вам из хадисов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) то, что вы не сможете опровергнуть, откажетесь вы от своих слов и своего мнения?
— Да, — ответили люди.
Абдулла сказал:
— По поводу вашей претензии, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то уверяю вас, Всевышний Аллах говорит: "О вы, верующие! Не охотьтесь за дикими животными во время паломничества. Но, если кто из вас убьёт его намеренно, в искупление за то он должен принести в жертву четвероногое животное, подобное тому, которое он убил, — по определению двух справедливых людей среди вас”. Заклинаю вас Аллахом, где же справедливее суд людей: в том, что касается людской крови, жизни людей и их примирения, или же по поводу кролика, красная цена которому четверть дирхема?!
— Конечно же, в том, что касается мусульманской крови и примирения между ними, — ответили люди.
— Ну как, с первым делом покончено? — спросил Абдулла.
— Да, клянёмся Аллахом, — ответили люди.
Абдулла продолжал:
— Вы сказали, что Али сражался, но не брал пленниц, как это делал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Неужели вы хотели взять невольницей вашу мать Аишу и распоряжаться ею, как распоряжаются с невольницами?! Если вы скажете "да”, то станете неверными. Если же вы скажете, что Аиша не ваша мать, то также впадёте в неверие. Всевышний Аллах, хвала Ему, говорит: "Пророк ближе к верующим, чем они сами, и жёны его суть матери их”. Итак, выбирайте сами для себя, что хотите.
Затем Абдулла сказал:
— Ну что, с этим тоже покончено?
— Да, клянёмся Аллахом, — ответили люди.
Абдулла продолжал:
— Вы также сказали, что Али отказался от титула вождя правоверных. Хочу напомнить, что в день Худайбийи посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) потребовал от язычников, чтобы они записали в мирном договоре с ним: "Так решил Мухаммад, посланник Аллаха”. Язычники возразили: "Если бы мы верили, что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя из Дома и не воевали бы с тобой. Ты должен написать: "Мухаммад ибн Абдулла””. Пророк уступил их требованию, сказав: Клянусь Аллахом, я посланник Аллаха, даже если они и оболгали меня. Ну как, и с этим покончено?
— Клянёмся Аллахом, да, — ответили люди.
Итогом этой встречи явилось то, что в результате проявленной в её ходе Абдуллой Ибн Аббасом мудрости и найденных им неопровержимых доводов, двадцать тысяч человек вновь перешли в ряды сторонников Али. Четыре тысячи продолжали упорствовать в своей вражде к Али и в своих заблуждениях.
На своём пути к знаниям юный Абдулла Ибн Аббас использовал любую возможность и приложил ради этого огромные усилия. Пока был жив посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он черпал знания из этого неиссякаемого источника. Когда же благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предстал пред ликом своего Господа, Абдулла обратился в поиске знаний к наиболее знающим сподвижникам и упорно учился у них.
О сам рассказал о себе: "Если мне становилось известно, что кто-то из сподвижников посланника Аллаха рассказывает новый хадис, то во время послеобеденного сна я приходил к двери его дома, расстилал у порога свою одежду, а ветер щедро осыпал меня песком и пылью. Если бы я захотел попроситься в дом, то меня бы впустили, но я поступал таким образом, чтобы успокоить душу. Выйдя из дома, хозяин натыкался на меня в таком положении и спрашивал: "О сын дяди посланника Аллаха, что привело тебя? Если бы ты послал за мной, то я сам бы пришёл к тебе. Я отвечал:
— Более справедливо, когда я прихожу к тебе. Наука и знания сами не приходят, а к ним нужно стремиться. — Затем я начинал расспрашивать о хадисе...”
В такой же степени, как Ибн Аббас унижал себя в поисках знаний, точно в такой же степени он возвышал и возвеличивал учёных. Однажды, когда Зайд Ибн Сабит, писец Корана, крупнейший специалист Медины по судопроизводству, Исламскому праву, чтению Корана и делам наследования, собираясь в путь, взбирался на своё верховое животное, то хашимитский юноша Абдулла Ибн Аббас, как слуга, стоял перед ним, держа стремя и поводья.
Зайд сказал ему:
— Тебе нет нужды делать это, о, сын дяди посланника Аллаха.
Ибн Аббас возразил:
— Так нам было велено обращаться с учёными.
— Покажи мне свою руку, — попросил его Зайд.
Ибн Аббас протянул ему свою руку. Зайд наклонился к его руке, поцеловал её и сказал:
— Так нам было велено обращаться с членами рода нашего Пророка.
Таким образом, Ибн Аббас продолжал упорно и непрерывно учиться, пока не приобрёл потрясающие по своей обширности и глубине знания. Один из выдающихся последователей посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Масрук Ибн аль-Адждаа рассказывал о нём: "Завидев Ибн Аббаса, я всегда говорил: "Это наилучший человек”. Заслышав его речь, я говорил: "Это самый красноречивый человек”. После беседы с ним я говорил: "Это самый образованный и сведущий человек””. vk.com/istina_eto
Получив те знания, к которым он стремился, Ибн Аббас стал учителем и начал учить людей. Его дом превратился в мусульманский университет. Да, именно в университет в полном смысле этого слова, как мы понимаем это в наше время. Вся же разница между университетом Ибн Аббаса и нашими университетами состоит в том, что в современных университетах десятки, а иногда и сотни профессоров. Университет же Ибн Аббаса был создан благодаря усилиям одного профессора, то есть самого Ибн Аббаса.
Один из его товарищей рассказывал: "В личности Ибн Аббаса я видел целый совет. Если бы все курайшиты гордились этим, то он стал бы истинным предметом гордости. Я видел, как люди целыми толпами шли по дорогам, ведущим к его дому. Их было так много, что создавались настоящие пробки. Как-то, придя к нему, я сказал, что у дверей его дома собралась толпа людей. Он сказал:
— Подай-ка мне воды для омовения.
Совершив омовение, он сел и сказал мне:
— Выйди на улицу и скажи им: "Кто хочет задать вопросы по Корану и его смыслу, заходите”.
Я вышел и передал людям его слова. Вошедших было так много, что они заполонили всю комнату Ибн Аббаса. Какой бы вопрос они ни задавали ему, на всё получали исчерпывающий ответ. Более того, его ответы охватывали проблему гораздо шире, чем она поднималась в задаваемом вопросе. Ответив на вопросы, Ибн Аббас говорил людям:
— А теперь предоставьте возможность своим братьям.
После этого люди уходили. При этом он говорил мне:
— Выйди и скажи им: "Пусть заходит тот, кто хочет задать вопросы по поводу обязательных предписаний”.
Выйдя из дома, я передавал народу слова Ибн Аббаса. Его комната вновь наполнялись уже другими людьми, на все вопросы которых он отвечал исчерпывающим образом, раздвигая рамки поднятой проблемы. Затем Ибн Аббас говорил слушателям:
— А теперь предоставьте возможность своим братьям.
После этого люди расходились. При этом он говорил мне:
— Выйди и скажи им: "Пусть заходит тот, кто желает задать вопросы по арабскому языку, поэзии и арабской словесности”.
И вновь комната целиком наполнялась людьми, на все вопросы которых Ибн Аббас давал исчерпывающие ответы, превышающие рамки самих вопросов. Если бы все курайшиты могли гордиться тем, что знал Ибн Аббас, то это принесло бы им славу”.
Ибн Аббас счёл необходимым распределить все свои беседы по дням недели, чтобы около дверей его дома больше не было такого столпотворения. Один день недели он посвятил исключительно толкованию Корана. Другой день был посвящён занятиям по фикху (мусульманскому праву). В третий день занятия проходили только по поэзии. Один день посвящался изучению военных походов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А один день был предназначен изучению истории арабов.
В научном диспуте Ибн Аббас легко одерживал победу над любым учёным, который приходил к нему. На любой заданный ему вопрос Ибн Аббас всегда давал полный и исчерпывающий ответ.
Благодаря своим знаниям и глубокому пониманию сути любого дела, Ибн Аббас стал советником у праведных халифов, несмотря на свой юный возраст. Когда Умару Ибн аль-Хаттабу докладывали какой-нибудь запутанный вопрос или он сталкивался со сложной проблемой, он созывал совет шейхов из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, непременным участником которого был Абдулла Ибн Аббас. При этом халиф усаживал Ибн Аббаса на самое высокое и почётное место и говорил ему:
— Это дело оказалось очень сложным для нас. Только тебе по силам решить этот и подобные ему вопросы.
Как-то раз халифа упрекнули за то, что он подчёркнуто выделяет Ибн Аббаса и сажает такого молодого человека рядом с шейхами. На это Умар ответил:
— Истинно, это мужественный юноша; у него пытливый ум, хороший язык и разумное сердце. vk.com/istina_eto
Начав серьёзно обучать группу людей, давая им серьёзные знания, Ибн Аббас не забывал своего долга и перед остальными. Для всех желающих он проводил специальные собрания, на которых читал проповеди и нравоучения. Обращаясь в своей проповеди к людям, совершившим прегрешения, он говорил: "О совершивший прегрешение! Не надейся на то, что это пройдёт без последствия. То, что следует за прегрешением, ещё хуже, чем само прегрешение. Если ты не стыдишься того, кто справа от тебя, и того, кто слева от тебя во время совершения прегрешения, то это не менее опасно, чем само прегрешение. Если ты смеёшься, совершая прегрешение, не осознавая, что Аллах сделает с тобой, то это хуже, чем само прегрешение. Если ты радуешься прегрешению, совершив его, то это хуже самого прегрешения. Если ты опечален тем, что тебе не удалось согрешить, то это чувство хуже, чем само прегрешение. Вздрагивая от дуновения ветерка в страхе во время прегрешения, но оставаясь спокойным сердцем в то время, когда Аллах смотрит на тебя, ты совершаешь еще больший грех. О совершивший прегрешение! Знаешь ли ты, в чём состоял грех Айкуба, когда Аллах ниспослал ему беду и лишил его имущества? Его грех состоял в том, что когда несчастный и бедный человек обратился к нему за помощью, чтобы он избавил его от угнетения, Айуб отказал ему”.
Ибн Аббас не был из тех людей, которые обещают, но не выполняют обещанное, и запрещают людям то, что позволяют себе. Ибн Аббас был из тех, кто постится днём и молится ночью. Абдулла Ибн Мулайка рассказывал о нём: "Однажды я сопровождал Ибн Аббаса из Мекки в Медину. В пути мы остановились на ночлег в одном доме уже глубокой ночью. Этой же ночью я увидел его, когда он читал: "И предсмертная агония точно придёт. Это то, от чего ты старался бежать”. С рыданиями он повторял этот аят, пока не наступил рассвет”.
Уже рассказанного достаточно, чтобы мы поняли насколько прекрасным и возвышенным человеком был Абдулла Ибн Аббас. В страхе пред Аллахом он всю ночь рыдал так сильно, что слёзы лились ручьем по его нежным щекам, оставляя на них глубокие борозды.
Ибн Аббас достиг зенита славы учёного. Однажды халиф мусульман Муавия Ибн Абу Суфйан отправился в путь для совершения паломничества. Абдулла Ибн Аббас также отправился совершить паломничество, не обладая какой-либо властью и силой. Муавию в пути сопровождал целый кортеж из государственный мужей. Кортеж, сопровождавший Абдуллу Ибн Аббаса был гораздо больше и состоял из его студентов, ищущих знаний.
Ибн Аббас прожил семьдесят один год, в течение которых он был в нашем мире источником науки, знаний, мудрости и праведности. Когда он скончался, за упокой его души Намаз совершил Мухаммад Ибн аль-Ханафийа. После его смерти осталось совсем немного сподвижников посланника Аллаха и последователей из его современников. Когда они провожали Ибн Аббаса в последний путь, то услышали голос чтеца: "О ты, душа, которая обрела мир! Вернись ко Владыке твоему, радуясь Его благоволению, и Он доволен тобою! Итак, войди в среду слуг Моих избранных. И войди в Сад Мой”.
Абдурахман Рафат аль