Ассаламу Алейкум ва рахматуЛлагьи ва баракатух.После чтения азана, какое дуа следует читать? Джазака-Ллагьу хайран.
Ответ: ваалайкум ассалам варахьматуЛлахи вабаракятух.
Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения право на моё заступничество получит тот, кто, выслушав слова азана, будет говорить: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе и высокому положению и направь его к месту достохвальному , которое Ты обещал ему!
/Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-тамма, ва-с-салятиль-къаима, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘асху макъаман махмудан аллези ва‘адтах!/”».
См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №356, пер. А. Нирша
Из книги «Фикъху-с-Сунна» Саййида Сабикъа:
7. Слова поминания Аллаха того, кто слышит азан
Тому, кто слышит муаззина, желательно произносить следующие слова поминания Аллаха:
1) Повторять за муаззином то, что он говорит за исключением двух фраз: «Хаййа ‘аляс-салях», «Хаййа ‘аляль-фалях», после которых следует говорить: «Ля хауля ва ля къуввата илля биллях» /Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха/.
Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا سمعتم النداء فقولوا مثل ما يقول الموذن ﴾ رواه الجماعة.
«Когда услышите призыв на молитву, то повторяйте то, что говорит муаззин». Этот хадис передали аль-Бухари 611, Муслим 1/383, Абу Дауд 522, ат-Тирмизи 208, ан-Насаи 2/23 и «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 34, Ибн Маджах 720.
Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿( إذا قال المؤذن: الله أكبر الله أكبر)، فقال أحدكم: الله أكبر الله أكبر، ثم قال أشهد أن لا إله إلا الله قال: أشهد أن لا إله إلا الله، ثم قال أشهد أن محمدا رسول الله قال: أشهد أن محمدا رسول الله، ثم قال: حي على الصلاة، قال: لا حول ولا قوة إلا بالله، ثم قال: حي على الفلاح، قال: لا حول ولا قوة إلا بالله، ثم قال: الله أكبر الله أكبر، قال: الله أكبر الله أكبر، ثم قال: لا إله إلا الله، قال: لا إله إلا الله، مِن قلبِه، دَخَلَ الجنةَ ﴾ رواه مسلم وأبو داود.
«Когда муаззин говорит: Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, говорите: Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Затем, когда он скажет: Ашхаду ан-ля иляха илля-Ллах, говорите: Ашхаду ан-ля иляха илля-Ллах. Когда он скажет: Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, говорите: Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах. Когда он скажет: Хаййа ‘аляс-салях, говорите: Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях /Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха/. Когда он скажет: Хаййа ‘аляль-фалях, говорите: Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях. Затем, когда он скажет: Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, говорите: Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Затем, когда он скажет: Ля иляха илля-Ллах, говорите: Ля иляха илля-Ллах, (и тот, кто скажет это) от чистого сердца, войдет в Рай». Этот хадис передали Муслим 12/385, Абу Дауд 527 и ан-Насаи в книге «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 40.
Ан-Навави сказал: «Наши товарищи сказали, что слышащему (азан) желательно повторять за муаззином (то, что он говорит), пока он не дойдет до двух фраз («хаййа ‘аля-с-салях» и «хаййа ‘аляль-фалях»), так как это показывает, что он одобряет то, что говорит муаззин. Что же касается этих двух фраз, то это призыв к молитве и их должен говорить только тот, кто призывает к молитве. Также слышащему (азан) желательно говорить вместо этих двух фраз:
“Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях”, ибо это означает – довериться (всецело) Аллаху Всевышнему. В двух «Сахихах» подтверждается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا حول ولا قوة إلا بالله، كنز من كنوز الجنة ﴾
«(Слова) “Ля хауля ва ля къуввата илля биллях”/ Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха / - сокровище из сокровищниц Рая”». Наши товарищи сказали, что повторять призыв к молитве желательно всякому, кто слышит азан, будь это тот, кто при омовении или в состоянии осквернения, (женщине) с менструациями, старому или молодому, - поскольку это поминание (Аллаха) - и всем перечисленным людям, которым разрешается поминать Аллаха. Из этого числа исключаются те, которые в это время находятся на молитве, тот, кто справляет нужду (в отхожем месте), или совершает половой акт. Если человек выйдет из отхожего места, а муаззин все ещё будет продолжать возвещать азан, то он может продолжить за ним. Если кто-то читает Куръан, или поминает Аллаха/зикр/ или находится на уроке и так далее, то ему следует прервать то, что он делает и повторять то, что говорит муаззин. Он может потом вернуться к тому, что он делал, если пожелает, или может совершить добровольную или обязательную молитву».
В «аль-Мугъни» сказано: «Если кто-то зайдет в мечеть и услышит азан, то ему желательно подождать пока муаззин не завершит его, чтобы у него была возможность повторить за ним (слова азана), и таким образом он объединит два хороших дела. Если же он не станет повторять за муаззином,